Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

члены предложения

Толковый словарь Ожегова

ЧЛЕН, -а, м.

Энциклопедический словарь

Чле́ны предложе́ния - связанные синтаксическими отношениями знаменательные слова и группы слов, рассматриваемые с точки зрения их роли в предложении. Не являются членами предложения служебные слова, обращения, вводные слова и некоторые другие. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое; второстепенные члены предложения - дополнение, определение, обстоятельство.

* * *

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ЧЛЕ́НЫ ПРЕДЛОЖЕ́НИЯ, связанные синтаксическими отношениями знаменательные слова и группы слов, рассматриваемые с точки зрения их роли в предложении. Не являются членами предложения служебные слова, обращения, вводные слова и некоторые др. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое; второстепенные члены предложения - дополнение, определение, обстоятельство.

Большой энциклопедический словарь

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - связанные синтаксическими отношениями знаменательные слова и группы слов, рассматриваемые с точки зрения их роли в предложении. Не являются членами предложения служебные слова, обращения, вводные слова и некоторые др. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое; второстепенные члены предложения - дополнение, определение, обстоятельство.

Гуманитарный словарь

ЧЛЕ́НЫ ПРЕДЛОЖЕ́НИЯ - структурно-семантические компоненты предложения, выраженные полнозначными словами или словосочетаниями. Выделяемые с т. зр. их функции в предложении, Ч. П. подразделяются прежде всего на главные и второстепенные. Главными Ч. П. являются подл. и сказ., к-рые образуют предикативную основу (ядро) предложения. Остальные Ч. П. называются второстепенными. Среди них различают определение, отвечающее на вопросы какой?, чей?; дополнение, отвечающее на вопросы косвенных падежей, и обстоятельство, отвечающее на вопросы как?, когда?, где?, почему?, зачем? и др. В качестве особого Ч. П. иногда выделяется приложение, чаще рассматриваемое как разновидность определения (город Москва, старик-охотник). Кроме того, второстеп. Ч. П. подразделяются на "присловные", распространяющие др. Ч. П., и "детерминирующие", относящиеся к предложению в целом (В городе была тишина; У него есть интересные идеи). Термин "второстепенные Ч. П." не предопределяет их второстеп. роли в предложении. Они м. б. семантически или структурно необходимыми компонентами предложения (У него усталый вид, где гл. чл. является слово вид) и во многих случаях оказываются коммуникативно наиболее значимыми, составляя рему предложения (Он занимается математикой по утрам; Письмо он написал замечательное).

Для каждого Ч. П. можно определить основной, наиболее однозначный способ выражения. Для сказ. это личные формы глагола (Он ушел; Мы работаем), для подлежащего - существит. в им. пад. (берега пустынны), для дополнения - существит. в одном из косв. пад. с предлогом или без (читать письмо, думать о будущем), для определения - полное прилаг. (рыжие водоросли), для обстоятельства - наречие (быстро бежит; проснулся утром). Помимо этого у каждого второстеп. Ч. П. есть и характерный для него вид синтакс. связи с господствующим словом: сильное управление - для дополнения; согласование - для определения; примыкание или слабое управление - для обстоятельства.

Понятие Ч. П. не всегда используется в совр. синтакс. теориях, однако соответствующие различия так или иначе находят в них отражение.

Лит.: Александров Н. М. Проблема второстепенных членов предложения в русском языке. Л., 1963; Белошапкова В. А. Современный русский язык. Синтаксис. М., 1977; Скобликова Е. С. Синтаксис простого предложения. М., 1979; Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982; Попова З. Д. Может ли обойтись синтаксис без учения о членах предложения? // Вопр. языкознания. 1984. № 4; Бабайцева В. В. Система членов предложения в современном русском языке. М., 1988; Арутюнова Н. Д. Члены предложения // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1989.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, компоненты предложения - связанные синтаксическими отношениями знаменательные слова и словосочетания, рассматриваемые с точки зрения их роли в предложении. Не являются членами предложения служебные слова, обращения, вводные слова и некоторые др. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое; второстепенные члены предложения - дополнение, определение, обстоятельство.

Лингвистика

Чле́ны предложе́ния -

структурно-семантические компоненты предложения, выраженные полнозначными словами или словосочетаниями. Термин «Ч. п.» возник из-за

отсутствия однозначного соответствия между морфологическими классами или подклассами слов

и выполняемыми ими в предложении синтаксическими функциями. Система

Ч. п. сложилась в результате последовательного членения простого

повествовательного предложения, взятого в его максимально

развёрнутой и связной форме, на функциональные элементы.

Различаются главные Ч. п. - подлежащее и сказуемое, и второстепенные - определение, дополнения и обстоятельства.

При первом членении предложения выделяются 2 его состава - состав

подлежащего и состав сказуемого, связанные между собой

предикативным отношением. Состав подлежащего в простейшем случае

(в контекстно независимом предложении) соответствует субъекту суждения и теме сообщения, состав сказуемого - предикату суждения и реме сообщения. Таким образом, для составов

предложения первичны логическая и коммуникативная функции. В составах предложения

выделяются ядерные, грамматически опорные

компоненты - подлежащее и сказуемое, которые принято считать

главными Ч. п. Они определяют формально-грамматическую

организацию предложения.

В составе сказуемого выделяются дополнения и обстоятельства.

Дополнения связаны с глаголом (реже с прилагательным и существительным) комплетивными отношениями: они

восполняют информативную недостаточность опорного слова, реализуя

схему его управления. Эти отношения могут присутствовать и в составе

подлежащего. Комплетивные отношения возникают при замещении

синтаксических валентностей слова и

принадлежат области словосочетаний. Прямое дополнение, наиболее

сильноуправляемый элемент схемы, является семантически

необходимым Ч. п., соотносительным с категорией переходности глагола. Оно конкретизирует тот

компонент лексического значения глагола, который называется

ориентированностью или направленностью действия. Косвенные

дополнения имеют семантические разновидности (агентивное, орудийное и некоторые другие

дополнения). Синтаксические функции дополнения в разной степени

семантичны: названия участников ситуации синтаксически

распределены в соответствии с их ролями. Глагол-сказуемое с

существительными, замещающими его валентности (в т. ч. субъектную),

образуют единую структуру, изоморфную структуре обозначаемого

предложением события или ситуации. Зависимые от глагола

существительные называются актантами.

Обстоятельства являются слабоуправляемыми или неуправляемыми Ч. п.

В случаях, когда элементы с обстоятельственным значением (обычно

локальным и темпоральным) тесно связаны с лексическим значением

глагола-сказуемого, нет чёткой границы между обстоятельствами и

дополнениями. Например, в словосочетании «приехать в город» есть

указание на пункт назначения и реализованы отношения комплетивности.

Форму «в город» можно считать дополнением. В то же время она соотносится

с вопросительным словом «куда» («Куда он приехал?» - «В город») и

замещается локальным наречием («Он приехал

сюда»), что сближает форму «в город» с обстоятельством места.

Существенное различие между обстоятельствами и дополнениями в том,

что дополнение, замещая валентность глагола, занимает одну

синтаксическую позицию, которая может быть заполнена рядом имён,

сгруппированных в словосочетание или соединённых сочинительной связью,

например: «Я прочитал книгу о конном спорте», «Я прочитал все эти

книги и журналы». Обстоятельства, находящиеся вне сферы действия

глагольного управления, могут занимать несколько взаимно автономных

синтаксических позиций, например: «В прошлом году летом с конца июля

до конца августа я отдыхал на море в Крыму в доме отдыха».

Обстоятельства, независимые от значения и формы сказуемого, соотносятся

с субъектно-предикатной структурой, например: «В Крыму / начался сбор

винограда». Обстоятельства, выражающие логические отношения между

событиями или положениями дел (причины, следствия, цели, уступки,

благоприятствования), соответствуют свёрнутому придаточному

предложению, например: «Урожай был собран несмотря на ливневые дожди»

(= «несмотря на то, что шли ливневые дожди»). Занимаемые ими позиции не

принадлежат семантической структуре простого предложения.

Среди Ч. п. выделяются также определения, которые соединяются с любым

из входящих в состав предложения существительным атрибутивной

связью. Хотя определения несут в предложении большую коммуникативную

нагрузку и могут быть тесно связаны с семантикой сказуемого, они входят

во внутреннюю структуру именных Ч. п. в качестве зависимых членов. Они

участвуют в выполнении номинативной функции, функционально близки к

определениям обстоятельства образа действия, выражающие признак

действия, процесса, состояния, ср. «бежать быстро» и «быстрый бег»,

«поступать опрометчиво» и «опрометчивый поступок». Дополнения,

обстоятельства и определения являются второстепенными

Ч. п.

Синтаксическая полифункциональность частей

речи не одинакова. Она велика у существительных, способных

выступать в роли разных Ч. п., и имеет меньшую степень у глаголов и

прилагательных: личные формы глаголов могут быть только сказуемым,

прилагательные - определением или именной частью сказуемого. В классе

существительных синтаксическую значимость приобретают отдельные их

формы - падежи и предложные сочетания, в то

время как морфологические формы личного глагола безразличны к системе

Ч. п. Не случайно теория Ч. п. тесно связана с теорией синтаксических

функций падежей. Многозначность именных словоформ усиливает асимметрию формы и функции в системе Ч. п.

Ч. п. находятся между собой в синтагматических отношениях, морфологические

формы - в парадигматических. Понятие Ч. п.

коррелятивно понятию синтаксического отношения. За пределами системы

Ч. п. остаются только автономные компоненты предложения, не

находящиеся в синтаксической связи ни с какими другими

компонентами - вводные слова, обращение. Вместе с этими компонентами Ч. п.

используются в качестве единиц синтаксического анализа предложения.

В славистической традиции основным в

синтаксической иерархии считается противопоставление главных и

второстепенных Ч. п., базирующееся на их функциональном различии

(главные Ч. п. ориентированы на выполнение логических функций,

второстепенные - семантических), а также на отношении к

грамматическому минимуму предложения. К главным Ч. п. некоторые учёные

относят и прямое дополнение, коррелирующее с подлежащим и участвующее в

залоговых преобразованиях. В синтаксических теориях (см. Синтаксис), в фокусе внимания которых

находится семантический аспект предложения, центр тяжести переносится

на противопоставление управляемого глаголом ядра предложения, всем

членам которого сопоставляются семантические функции, и его

автономной периферии, т. е. обстоятельств места и времени (Л. Теньер,

Ч. Филмор). Ступенчатость синтаксической иерархии сохранена и в

синтаксической теории О. Есперсена, различавшего три ранга подчинения в ядре предложения и в словосочетании.

За линейным порядком речевого высказывания

скрыта иерархия Ч. п.

Ч. п. соответствуют типам информации, которую можно запросить и

получить о некотором положении дел или событии, и соотносятся поэтому с

определённым типом вопроса, обычно идентифицируясь по этому соотношению:

«Что делает мальчик?» - «Читает» (сказуемое), «Кто читает?» - «Мальчик»

(подлежащее), «Что читает мальчик?» - «Книгу» (прямое дополнение) и

т. п. Возможность постановки вопроса показывает, что любой Ч. п. может

получать функцию ремы и, следовательно, грамматическое строение

предложения может не соответствовать распределению в нем коммуникативных

нагрузок. Это лишает главные Ч. п. устойчивой коммуникативной функции,

превращая их в элементы формально-грамматической схемы, или формулы,

предложения. В предложении «Книгу читает Петя» коммуникативную

функцию, свойственную сказуемому, выполняет подлежащее, однако

формально-грамматическая структура в этом предложении такая же, как в

предложении «Петя читает книгу».

Различие в критериях выделения Ч. п., в системе которых нашли

выражение логическая, коммуникативная и семантическая функции

предложения, а также его грамматическая и лексическая организация,

свидетельствует не о непоследовательности теории, а о синкретизме выражения предложением различных

функций: логической (соотносящей предложение с формой мышления -

суждением), семантической (соотносящей предложение с внеязыковой

ситуацией), коммуникативной (выделяющей в высказывании сообщаемое). Вне

системы Ч. п. остаётся модальный аспект предложения.

Ч. п. выделяются с учётом признаков формы, функции и того

синтаксического отношения, которое их вводит в предложение. Асимметрия

в соотношении этих показателей, синкретизм функций, обилие промежуточных

случаев, синтаксическая транспозиция, создание

предложений абстрактного значения по аналогии с конкретными

высказываниями, действие нормы, процессы фразеологизации и т. п. существенно затрудняют

идентификацию Ч. п. Предпочтение отдаётся то одному, то другому

критерию. Так, при определении подлежащего с его

формально-грамматической устойчивостью принято опираться на форму

(подлежащим в большинстве концепций признаётся только именительный падеж

существительного). При выделении прямого дополнения делаются уступки

в пользу функции. Существительное в родительном падеже, который

обусловлен отрицанием, не считается подлежащим:

предложения типа «Оленей в этих лесах нет», «У меня нет времени»

определяются как односоставные. Однако в прямом дополнении

родительный падеж допускается («Я не имею времени»). Косвенные

дополнения и обстоятельства выделяются по функциональному

(семантическому) критерию независимо от формы их выражения.

Несоотносительность формы и функции Ч. п. усиливается при

синтаксической транспозиции (номинализации предложений, субстантивации

глаголов и прилагательных), ср. «Рабочие строят дом» («дом» - прямое

дополнение) и «Рабочие окончили строительство дома» («дома» -

определение существительного - прямого дополнения «строительство»).

Семантически усложнённые предложения анализируются по аналогии с

однотипными структурами: «Рабочие окончили строительство дома» - по

аналогии с «Рабочие распилили ствол берёзы», а не по аналогии с

семантическим эквивалентом «Рабочие выстроили дом». Для обоснования

аналогического анализа вводится понятие синтаксической позиции,

определяемой по типу вопроса (ср. «Что пилят рабочие?» - «Ствол

берёзы» и «Что окончили рабочие?» - «Строительство дома») и допускающей

разные лексические наполнители. Некоторые учёные вводят

терминологическое разграничение Ч. п.: идентифицируемые с опорой на

форму (например, «прямое дополнение») и с опорой на функцию (например,

«объект»), Такое терминологические раздвоение (дополнение -

объект, подлежащее - субъект) облегчает анализ Ч. п., на оформление

которых влияют фиксированные нормой модели управления.

Система Ч. п. лежит в основе выделения типов придаточных предложений

(ср. придаточные дополнительные, определительные,

обстоятельственные, подлежащные), отражаясь в анализе сложного предложения. Степень неоднородности

системы Ч. п. различна в языках разных типов. Она зависит от степени

разделённости языковых механизмов, обслуживающих логическую,

семантическую, коммуникативную функции предложения.

Некоторые синтаксические теории исключают понятие Ч. п.

Синтаксическая модель предложения представляется в них в виде дерева

зависимостей той или другой формы, отражающего реализованную в

предложении систему синтаксического подчинения.

Овсянико-Куликовский Д. Н., Синтаксис русского языка, СПБ,

1912;

Аванесов Р. И., Второстепенные члены предложения как

грамматическая категория, «Русский язык в школе», 1936, № 4;

Мещанинов И. И., Члены предложения и части речи, Л., 1954;

2 изд., Л., 1978;

Грамматика русского языка, т. 2, ч. 1, М., 1954;

Пешковский А. М., Русский синтаксис в научном освещении,

7 изд., М., 1956;

Щерба Л. В., О второстепенных членах предложения, в его

кн.: Избранные работы по языкознанию и фонетике, т. 1, Л., 1958;

Есперсен О., Философия грамматики, пер. с англ., М.,

1958;

Курилович Е., Очерки по лингвистике, пер. с франц., М.,

1962;

Шведова Н. Ю., Детерминирующий объект и детерминирующее

обстоятельство, «Вопросы языкознания», 1964, № 6;

Члены предложения в языках различных типов, Л., 1972;

Кибрик А. Е., Предикатно-аргументные отношения в

семантически эргативных языках, Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1980, т. 39,

№ 4;

Русская грамматика, т. 2, М., 1980;

Филлмор Ч., Дело о падеже, пер. с англ., в кн.: Новое в

зарубежной лингвистике, в. 10, М., 1981;

Золотова Г. А., Коммуникативные аспекты русского

синтаксиса, М., 1982;

Попова З. Д., Может ли обойтись синтаксис без учения о

членах предложения?, «Вопросы языкознания», 1984, № 5;

Теньер Л., Основы структурного синтаксиса, пер. с франц.,

М., 1988;

Bolinger D., Adjectives in English: attribution

and predication, «Lingua», 1967, v. 18, № 1;

Bartsch R., The grammar of adverbials, Amst. -

[a. o.], 1976;

см. также литературу при статьях Синтаксис, Подлежащее, Сказуемое.

Н. Д. Арутюнова.

Лингвистические термины

Словоформы или словосочетания, соединенные синтаксическими отношениями и формальными связями. Имеют вещественное и грамматическое значения. Слова, лишенные номинативного содержания (предлоги, союзы, частицы, связки, модальные слова, междометия), не являются членами предложения. Грамматическое значение члена предложения - это его отношение к другому слову, выражаемое синтаксическими средствами:

Я пойду попозже. - глагол имеет значение сказуемого (предикативный признак), наречие - значение обстоятельства

Члены предложения различаются по функции:

а) главные выражают грамматические значения предложения (модальность, время, лицо), второстепенные являются распространителями.

Знаменательные слова(или словосочетания), выражающие определенные синтаксические отношения и находящиеся между собой в определенных синтаксических связях. см. второстепенные члены предложения, подлежащее, сказуемое.

Полезные сервисы